Странные решения в освещении спортзалов – терпеть нельзя, исправить!

Получили заявку на обновление освещения в школьном спортзале площадью 850 кв.м. Как это часто бывает, нас просили исправить или как-то доработать то, что уже есть.

И так же часто оказывается, что "как-то исправить" – это сильное упрощение грядущего объёма работ.  К тому же помноженное на то, что спортивные объекты и так не самая простая задача.

Светодиодное освещение спортивного зала

Первичный осмотр установленного в зале освещения подтвердил ожидания

Как бы "осветительная установка" представляла собой систему бокового освещения – 5 прожекторов на одной стене и 3 на другой.

Честно пытались понять стоящие за таким решением мотивы:

  • система бокового освещения довольно часто используется в спорте. При правильной реализации она даёт минимальный дискомфорт без слепящего эффекта и улучшенную вертикальную освещённость, что тоже нормируется в спорте. Но для этого должна применяться специальная асимметричная оптика, которая собственно и обеспечивает такой эффект.
  • НО… в данном случае стояли простые прожектора без оптики, которые слепили учеников. А и так низкая освещённость у стен была ещё на порядок ниже в середине зала.
  • на площадь 850 кв.м. даже 8 штук довольно мощных светильников катастрофически мало и средняя освещённость не дотягивает даже близко до нормированных значений.
  • почему их разное количество на противоположных стенах? Причём больше светильников именно со стороны окон, что отметает предположение об учёте окон и естественного света днём (что всё равно не верно) …
5 прожекторов возле окон - старое освещение
5 прожекторов возле окон
3 прожектора на противоположной стороне - старое освещение
3 прожектора на противоположной стене
Абсолютно тёмный зал в центре - старое освещение
Абсолютно тёмный зал в центре

Всё это говорит о том, что никакой скрытой логики и преимуществ в таком странном решении нет. Скорее всего делалось неспециалистами, "на глаз", без учёта ДБН и назначения помещения.

Вынесение приговора

Проанализировав увиденное, сделали однозначный вывод – "малой кровью" здесь не обойтись. Замена этих светильников на нужные в целом не улучшит качество освещения зала. Так как ещё останутся тёмные участки на маленьких площадках. 
Добавить к существующим прожекторам другие (5-10 шт, чтоб наверняка светлее стало) – технически не верно, так как попытка соединить совершенно неподходящие старые и новые световые приборы создаст больше проблем и затрат.

Самый разумный вариант - менять всё и делать правильно: заново спроектировать освещение спортзала, а от старого избавиться

Что важно знать об этом спортзале – он поделен на несколько спортивных площадок, которые размещены перпендикулярно друг к другу. Плюс основная площадка смещена относительно центральной оси. Иногда здесь проводятся соревнования на местном уровне.

Спасаем ситуацию. Приёмы, тактика – всё в рамках строительных норм:

  • использована система верхнего освещения – более гибкая и динамичная в сравнении с боковой. Одинаково эффективно освещает как большую площадку вдоль оси спортзала, так и маленькие поперёк оси;
  • все световые приборы поделены на несколько групп включения для реализации разных режимов и сцен освещения спортзала (уроки физкультуры, тренировки на маленьких площадках, соревнования и др.);
  • использовали 32 шт. энергоэкономичных светодиодных светильника BETA LIGHT - BL-LED-36-140. Мощность светильников 140Вт, световая эффективность больше 125 лм/Вт. Оптика 90 градусов.

Вот, что получится, если вкратце описывать все действия.

Что же в итоге получила школа и её ученики от полностью переделанного освещения?

▶ 6 разных режимов включения – кроме мобильности и гибкости системы освещения, поможет ещё и здорово экономить электроэнергию. Ведь зачем включать всё освещение, когда ученики используют только маленькую тренировочную площадку, что занимает половину спортзала. Или можно включить только половину всех приборов, если на улице ещё светло и много света попадает через окна.

▶ Комфортные условия для проведения занятий и соревнований – в светлое или тёмное время суток.

▶ Поскольку школа связана с международной организацией, то для всех расчётов и проектных решений использовались не наши отечественные строительные нормы и правила, а американские ISO. Так что для нас это тоже был ценный, познавательный и обучающий опыт.

Хронология всех этапов проекта

С первого визита до сдачи объекта прошло всего 2 недели. Одна неделя на проектирование и согласование, другая неделя на монтаж. Монтаж проходил в два этапа:

  1. несколько дней для разводки всех кабельных линий, параллельно изготавливаются светильники.
  2. по готовности светильников – монтаж и подключение самих световых приборов. 

Все работы проводились в вечернее и ночное время, старое освещение было отключено и демонтировано в последнюю очередь. Поэтому для учеников и учителей всё кардинально изменилось буквально за одну ночь. Было приятно получать слова благодарности от учеников, учителей-тренеров и администрации школы, когда они увидели результат.

Реализация проекта по освещению спортзала в общеобразовательной школе в который раз доказывает:

"каждый объект индивидуален, имеет свои сложности и нюансы, особенно такие как спортивное освещение, учебные заведения. Освещение — это часть инженерных строительных решений, которые нормируются сводом правил и норм. Поэтому всегда должно проектироваться и рассчитываться. А не делаться "на глаз", чтобы было похоже на картинку из интернета".

Спортивное LED освещение зала
Равномерная освещённость по всему периметру зала

Мне нужно такое же освещение

Товары которые мы использовали

  • Световой поток
    17500 лм
  • Светоотдача
    125 лм/Вт
  • Цветовая температура
    4000 К
  • Мощность
    140 Вт
Гарантия
5 лет
Заказать
Остались вопросы?

Заказать Звонок

Заказать товар

Получить консультацию